Развитие исследовательской деятельности – одно из условий развития творческих способностей учащихся
Крылова В.В. учитель литературы,
I квалификационная категория
Развитие исследовательскойдеятельности – одно из условий развития творческих способностей учащихся.
В настоящее время в качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера (В.И. Андреев, З.И. Васильева, Е.И. Казакова, И.А. Колесникова, О.Е. Лебедев, А.С. Роботова, Г.С. Сухотская, А.П. Тряпицына и др.). При этом овладение учащимися методами исследовательской деятельности ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников.
В исследованиях В.И. Андреева, С.П. Арсенова, Л.В. Гурьева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Л.М. Федоряк, З.А. Хайретдиновой, Д.Б. Эльконина и др. подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Исследование (в широком смысле — как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.
В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний. Отмечается необходимость перехода к непрерывному образованию исследовательского типа, которое рассматривается как одно из основных решений проблемы самообразования, является условием формирования не только познавательной активности, потребности в творческой деятельности, но и развития всех ключевых потенциалов учащегося. Вместе с тем по–прежнему актуальна более узкая трактовка, согласно которой обучение в целом есть вид (или часть) научного познания и исследовательская деятельность школьников является результатом выявления особенности обучения по сравнению с научным исследованием.
Как правило, под организацией исследовательской работы школьников понимается, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся.
Несмотря на то, что идея использования исследования как метода обучения известна со времен Сократа (беседа–исследование), организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставился в положение первого исследователя определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце 19 века (А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Р.Э. Армстронг, Т. Гексли), впоследствии широко использовался в отечественной практике (Б.В. Всесвятский, И.П. Плотников, В.Я. Стоюнин, И.И. Срезневский, К.П. Ягодовский и др.).
Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». В педагогической литературе также используются другие названия этого метода – эвристический, лабораторно-эвристический, опытно-испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, исследовательский принцип (подход), метод эвристического исследования, метод проектов и др. Выделяют также квазиисследовательскую деятельность – исследовательский путь учащегося, который предполагает пройти путь ученого, в результате которого открываются понятия, законы, правила. Существует ряд дидактических концепций применения исследовательского метода в процессе обучения.
Рассмотрим их в исторической последовательности. Первоначально исследование выступало в нерасчлененном единстве методов, рассчитанных на активность и самостоятельность обучаемых. В 40-е гг. XX века исследования школьников пронизывало весь процесс занятий. В последующее десятилетие была сделана попытка рассмотреть исследовательскую работу как процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса, как единство исследовательской деятельности педагога и учащегося. На рубеже 50-60-х гг. учебное исследование рассматривается как высшая ступень в научно обоснованной системе методов. 70-80 гг. – как метод, на котором школьники учатся осваивать и применять методы науки. В современной теории обучения это направление представлено как поисково-исследовательская (задачная) технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы «…построить учебное познание как систему задач и разработать средства (предписания, приемы) для того, чтобы, во-первых, помочь учащимся в осознании проблемности предъявляемых задач (сделать проблемность наглядной), во-вторых, найти способы сделать разрешение проблемных ситуаций (заключенных в задачах) личностно значимым для учеников и, в-третьих, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи» (В.И. Загвязинский).
Исследовательская деятельность обучаемых, как творческая по характеру, проходит следующие этапы:
<!--[if !supportLists]-->·<!--[endif]-->возникновение идеи или проблемы;
<!--[if !supportLists]-->·<!--[endif]-->решение задачи (сбор и анализ информации, выработка идеи решения, обсуждение их с преподавателем, моделирование);
<!--[if !supportLists]-->·<!--[endif]-->реализация идеи на практике.
Творческая деятельность предполагает создание нечто качественно нового, ранее неизвестного.Английским ученым Г. Уоллсом (1924) были выделены четыре фазы творческого процесса: подготовка, созревание (идеи), озарение и проверка. Таким образом, учебно-исследовательская и творческая деятельность взаимно дополняют друг друга.
Процесс обучения, исходя из субъект-субъектного подхода к ученикам, заложенного Л.С. Выготским, понимается как сотрудничество более опытного человека с менее опытным (опираясь на зону ближайшего развития), благодаря которому происходит приобщение к культуре. Таким образом, можно дать определение исследовательской деятельности учащихся как творческому процессу совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, творческий процесс познания мира.
В настоящее время в инновационной педагогике сложилось несколько точек зрения на понимание сущности учебно-исследовательской деятельности учащихся. Одна из наиболее устоявшихся – концепция учебно-исследовательской деятельности как новой педагогической технологии. Под учебно-исследовательской работой понимают овладение технологией творчества, знакомство с техникой эксперимента, с научной литературой. Это процесс приобретения знаний и формирования умений творческой исследовательской деятельности.
При изучении и оценке качества знаний, умений и навыков учащихся ученые выделяют три уровня: репродуктивный, конструктивный и творческий. Многолетней практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: ученики определяют тему и задачи работы, формируют гипотезу и план поиска, превращая ее в решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются эвристическими и исследовательским методами, которые побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности.
Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
<!--[if !supportLists]-->·<!--[endif]-->формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
<!--[if !supportLists]-->·<!--[endif]-->значительно расширяется кругозор в предметных областях;
<!--[if !supportLists]-->·<!--[endif]-->происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;
<!--[if !supportLists]-->·<!--[endif]-->наилучшим образом развиваются творческие задатки.
К основным видам творческой деятельности школьников относятся следующие виды работ:
Все указанные виды творческой деятельности выполняются как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это, прежде всего компиляция литературных данных. В случае реферативных работ компиляция является основным содержанием работы, в случае трех последних выступает в качестве литературного обзора. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность выступает одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.
Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников.
Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
<!--[if !supportLists]-->·<!--[endif]-->Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия).
<!--[if !supportLists]-->·<!--[endif]-->Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации.
<!--[if !supportLists]-->·<!--[endif]-->Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
<!--[if !supportLists]-->·<!--[endif]-->Специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).
В свете сказанного выше хочется отметить, что исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
<!--[if !supportLists]-->·<!--[endif]-->Формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самореализации, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
<!--[if !supportLists]-->·<!--[endif]-->Значительно расширяется кругозор в предметных областях;
<!--[if !supportLists]-->·<!--[endif]-->Происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;
<!--[if !supportLists]-->·<!--[endif]-->Наилучшим образом развиваются творческие задатки.
Как уже было сказано, прочные знания учащиеся приобретают только в ходе исследовательской деятельности.
Если рассматривать мой собственный опыт, то можно проследить развитие исследовательских навыков и умений, повышение мотивации к исследовательской деятельности.
Так в 8-9-ых классах на своих уроках я формирую исследовательские навыки учащихся, используя групповые работы, осуществляю вне предметные исследовательские работы, интегрированные проекты. Примером такой работы может служить урок по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина», в ходе которого осуществлялась исследовательская деятельность разного вида. Учащиеся, объединенные в группы, в ходе урока создавали отчеты своих исследований в виде опорных плакатов, таблиц, описывающих результаты экспериментальной работы, а также реферативные работы. Также примером исследовательской деятельности учащихся является ежегодная подготовка и проведение школьной научно-практической конференции. В ходе подготовке проявляются творческие способности ребят, совершенствуются умения и навыки по работе с различными источниками информации, расширяется кругозор, ведь темы, затрагиваемые работой выходят за рамки школьной программы. С учащимися 8-9 классов я выхожу на школьный, районный и региональный уровни конференций. От учащихся требуются навыки исследовательской работы, умение оформить и доложить свою практическую часть работы. Так, в этом году мы проводили исследования по темам «Русская икона в доме моих односельчан», «Тема войны в произведениях местных поэтов: В.Е.Никифорова, Е.Ф. Снегирёвой, А.С.Баранова». И последним этапом, на данный момент моей исследовательской работы с учащимися является созданиекомпьютерных презентаций по биографиям писателей.
Проведенную работу по данной теме продолжаю, используя возможности современных информационно-коммуникационных технологий обучения – совокупности современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения. Любая информация, представленная на компьютере воспринимается учениками с огромным интересом, что позволяет активизировать творческие способности учащихся.