Версия для слабовидящих
Воскресенье
05 Мая 2024
11:10
Прогноз погоды
Категории раздела
Математика [4]
Русский язык [0]
Литература [1]
Начальные классы [3]
Дошкольное образование [3]
Воспитательная работа [1]
Статистика
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Полезные ссылки
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • МБОУ"Верх-Рождественская ООШ"
    Главная » Статьи » Из опыта работы » Математика

    Формирование познавательного интереса к учению как средство повышения уровня знаний по математике

    Новикова Елена Александровна,
    учитель математики,
    высшая квалификационная категория,
    МОУ «Верх-Рождественская ООШ»

    Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: "не хочет учиться", "мог бы прекрасно заниматься, а желания нет". В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

    Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: «...Скука является самой опасной отравой. Она действует бес­престанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».

    По-моему мнению, сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку существует проблема утраты познавательного интереса уча­щихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.

    О чем надо позаботиться, чтобы на уроке каждый ученик работал активно и увлеченно, и как использовать это для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса? Это особенно важно в подростковом возрасте, когда формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Как именно развить устойчивый интерес к занятиям математикой? Как избежать скуки на уроке?

    Считаю, что если создавать условия для формирования познаватель­ного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать дос­тижению более высокого уровня познавательного интереса и, следовательно, качественному росту результатов обучения.

    Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу и апробируя различные виды работы, выявила и изучила наиболее эффективные способы и условия формиро­вания познавательного интереса школьников к учению на уроках математики, а также обоб­щила и систематизировала личный опыт практической деятельности по формированию по­знавательного интереса учащихся.

    Интерес и его виды

    Интерес – это избирательная направленность человека, его внимания, мыслей, помы­слов (С.Л. Рубинштейн).

    Интерес – это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных про­цессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон).

    Интерес это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, созданная с положительным эмоциональным отно­шением к ним (В.А. Крутецким).

    Классификация интересов

    ·                    по содержанию

    - материальные интересы проявляются в стремлении к жилищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т.п.;

    - духовные интересы – это познавательные интересы к математике, физике, химии, биологии, философии, психоло­гии и т.п., интересы к литературе и разным видам искусства (музыке, живописи, театру). Характеризуют высокий уровень развития личности;

    - общественные интересы включают интерес к общественной работе, к организационной деятельности.

    ·                    по направленности

    - широкие интересы – это разнообразие интересов при наличии основного, центрального интереса;

    - узкие интересы –  наличие одного-двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному;

    - глубокие интересы – потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях;

    - поверхностные интересы – скольжение по поверхности явления и нет интереса к объекту по-настоящему.

    ·                    по силе

    - устойчивые интересы длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его личности;

    - неустойчивые  интересы  сравнительно  кратковременны:  быстро возникают и быстро угасают.

    ·                    по опосредованности

    - прямые (непосредственные) интересы вызываются самим содержанием той или иной области знаний или деятельности, ее занимательностью и увлекательностью;

    - косвенные (опосредованные) интересы вызываются не содержанием объекта, а тем значением, которое он имеет, будучи свя­занным с другим объектом, непосредственно интересующим человека.

    ·                    по уровню действенности

    - пассивные интересы – созерцательные интересы, когда человек ограничивается восприятием интересующего объекта;

    - активные интересы – действенный интерес, когда человек не ограничивается созерцанием, а дей­ствует с целью овладения объектом интереса.

    Познавательный интерес как особый вид интересов человека

    «Познавательный интерес - это избирательная направленность личности, об­ращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» (Г.И. Щукина).

    Познавательный интерес может быть:

    - широким, распространяющимся на получение информации вообще,

    - углубленным, направленным в определенную область познания.

    Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.

    Познавательный интерес – это соединение психических процессов: интеллектуально­го, волевого и эмоционального.

    В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется:

             активный поиск;

             догадка;

             исследовательский подход;

             готовность к решению задач.

    Эмоциональные проявления, сопровождающие познавательный интерес:

             эмоции удивления;

             чувство ожидания нового;

             чувство интеллектуальной радости;

             чувство успеха.

    Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считаются:

             инициатива поиска;

             самостоятельность добывания знаний;

             выдвижение и постановка познавательных задач.

    Познавательный интерес как мотив учебной деятельности

    Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.

    Во-первых, интерес к предмету. изучаю математику не потому, что преследую ка­кую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая сте­пень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.

    Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).

    В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учи­теля). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Раз­личные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.

    Динамика познавательных интересов детей

    Формирование познавательных интересов начинается задолго до шко­лы, в семье, их возникновение связывают с появлением у детей таких вопро­сов, как «Почему?», «Отчего?», «Зачем?». Интерес выступает первоначально в форме любопытства. К концу дошкольного возраста под влиянием старших у ребенка формируется интерес к учению в школе: он не только играет в школу, но и делает успешные попытки овладеть чтением, письмом, счетом и т.п.

    В начальной школе познавательные интересы углубляются. Формирует­ся сознание жизненной значимости учения. С течением времени познаватель­ные интересы дифференцируются: одним больше нравится математика, другим - чтение и т.п. Большой интерес проявляется у детей к процессу труда, осо­бенно если он совершается в коллективе.

    При переходе детей из начальной школы в среднюю отмечается тре­вожный и парадоксальный факт: интерес к учению от класса к классу уменьшается, несмотря на то, что интерес к явлениям и событиям окружаю­щего мира продолжает развиваться, становится более сложным по содержа­нию. Учение и другие виды познания вступают в конфликт, так как новые ин­тересы школьников недостаточно удовлетворяется в школе. Разбросанность и неустойчивость интересов подростков объясняется и тем, что они «нащупы­вают» свой основной, центральный, стержневой интерес как основу жизненной направленности и пробуют себя в разных областях.

    Когда интересы и склонности подростков, наконец-то, определяются, то у них начинаются формироваться и ярко проявляться способности. К концу подросткового возраста начинают формироваться интересы к определенной профессии.     

    В старшем школьном возрасте развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению определяют дальнейшее развитие произ­вольности познавательных процессов, умения управлять ими, сознательно ре­гулировать их. В конце старшего возраста учащиеся овладевают своими по­знавательными процессами, подчиняют их организацию определенным зада­чам жизни и деятельности.

    Источники формирования познавательных интересов
    на уроках математики

    Об огромной общечеловеческой роли математики говорят слова выдающегося ученого М.В. Ломоносова: «Математика ум в порядок приводит». О значении математики для человечества говорит и тот факт, что «Начала» Евклида – это книги, которые по числу изданий уступают лишь Библии.

    Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы, можно выделить в нем два источника познавательных интересов:

    во-первых, содержание учебного материала;

    во-вторых, организация познавательной деятельности учащихся, то есть методы и приемы, используемые учителем в обучении.

    Внутри одного урока каждый источник познавательного интереса не действует изоли­рованно, а находится во взаимосвязи с другими источникам интереса.

    Содержание учебного материала

    Внутри каждого источника можно выделить несколько конкретных стимулов (побу­дителей) познавательного интереса.

    В группу стимулов, содержащихся в первом источнике, входят:

             новизна содержания учебного материала (привести примеры);

             практическая значимость содержания знаний (привести примеры);

             историзм (привести примеры);

             современные достижения науки (привести примеры).

    Организация учебной деятельности

    Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необ­ходимо так организовать учебную деятельность, чтобы учащимся было интересно приобре­тать новые знания, умения и навыки. По этому поводу А. Франц говорил: «Чтобы перева­рить знания, надо поглощать их с аппетитом».

    Рассмотрю следующие стимулы, порождённые этим источником:

             проблемное обучение (привести примеры);

             практические работы исследовательского характера (привести примеры);

             творческие работы (привести примеры);

             специальные приемы учителя: наглядность, занимательность и др. (привести примеры)

    Не являясь непосредственным источником познавательного интереса, огромное влияние на развитие и формирование интересов, на мой взгляд, оказывает облик учителя, глубина и широта его познаний, умение эмоционально излагать материал, способность ув­лечь ребят своим рассказом. Отношения, складывающиеся на уроке, создают (благоприят­ный или неблагоприятный) микроклимат урока. Они воздействуют на протекание учебной деятельности школьника, влияют на настроение ученика, заставляют его переживать (радо­ваться, огорчаться, испытывать страх и т.п.).

    Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы. Когда учащиеся познают все новые и новые для него стороны деятельности, видят перспективы развития науки и возможности приложения ее к практике, когда его учение носит творческий характер, то его познавательные интересы рас­ширяются и углубляются. Предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия и увле­ченности.

    Диагностика учащихся (в ходе наблюдения, анкетирования, интервьюирования, анализа устных ответов и письменных работ учащихся) и проведенный ана­лиз ее результатов позволяют с уверенностью говорить о целесообраз­ности проведенной работы. Т.е. при создании условий для формирования познавательно­го интереса, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по его разви­тию у школьников действительно достигается более высокий уровень познавательного интереса, что ведет за собой качественный рост результатов обучения.

    Проведенную работу по данной проблеме продолжаю, используя возможности современных информационно-коммуникационных технологий обучения – совокупности современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.

    Категория: Математика | Добавил: vrogdchasty (20 Января 2009)
    Просмотров: 13233 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 4.5/11
    Всего комментариев: 4
    4 Mihail6776  
    тут на официальном портале собран огромный выбор интересных статей про http://medbaz.com/pages-more-884.html - заусенцы на пальцах.

    3 Ignat0640  
    здесь на этом интернет-портале подобран громадный выбор интересных статей про http://ublaze.ru/forum/ftopic1114.html - официальная прошивка wm8650

    2 Unodosoop  
    Мило=) Прелестно , просто фантастика гыы , не хотел писать тупой коммент но голова забита анализом прочитанного

    [url=http://www.tips2sports.com]бвин букмекерская контора
    [/url]

    1 Анастасия Леонидовна Чудинова  
    Добрый день, Елена Александровна!
    мне очень понравилась Ваша чудесная статья!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    теперь я буду постоянным читателем Ваших статей!
    Большая просьба, напишите о проблемах в сельском хозяйстве вашего села, очень скучаю по нему и по Вам!!!!!!!!!!!!!!

    Имя *:
    Email *:
    Код *: