Версия для слабовидящих
Понедельник
02 Декабря 2024
22:07
Прогноз погоды
Категории раздела
Путь к успеху [8]
Родительское воспитание [2]
Статистика
Форма входа
Поиск
Полезные ссылки
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • МБОУ"Верх-Рождественская ООШ"
    Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитание » Родительское воспитание

    Организация родительского образования
     

    МОУ «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа»

    Баранова Е.М., учитель I квалификационной категории

    Организация родительского образования.

    «...Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети - растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что сделает их истинными и благородными муж­чинами и женщинами. В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них фор­мирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувственных серд­цах. Где бы ни воспитывался ребенок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос. Ком­наты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, на­сколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утонченнее. Но и сам дом, чи­стый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей.

    Великое искусство - жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.

    Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим ме­стом на земле. Он должен быть наполнен такой лю­бовью, таким счастьем, что, в каких бы краях чело­век потом ни странствовал, сколько бы лет ни про­шло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом - убе­жище для души».  (Из дневника императрицы Александры Фёдоровны Романовой)

    Все по собственному опыту знаете, как непросто даются достаток, уют и тепло в доме. И в каждой семье прочные семейные устои подкреплены ежедневными усилиями, трудом, терпением и ответственностью. Возрождение ответственного и уважительного отношения к семейным ценностям очень необходимо современной России. Ведь чем больше семей живут в гармонии и согласии, чем сильней скреплены общими целями, ценностями и нравственными началами, тем гуманнее всё наше общество. Уже с младенчества человек получает в семье первые уроки уважения к старшим, открывает для себя мир и то самое ценное, с чего начинается Родина. В семье прививаются самые первые гражданские чувства, любовь к своей земле, понимание истории и культуры Отечества. А безучастное отношение общества и недооценка роли семьи порождают такие недостойные человеческого общества явления, как брошенные дети и забытые родители.

     Еще педагог – новатор Антон Семенович Макаренко в своей деятельности уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в тон семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью общества, в котором деятельность родителей, рассматривается как необходимое обществу дело. «Наше общество как будто говорит родителям:

     - Вы  по  доброй,  любовной  воле  соединились,  наслаждаетесь вашими детьми и  дальше собираетесь радоваться на  них.  Это дело ваше личное и вашего  личного счастья. Но в этом самом счастливом процессе у  вас родились новые люди.  Настанет момент, когда эти люди перестанут служить только для вашей радости, а выступят как самостоятельные члены общества. Для общества совсем не безразлично, что это будут за люди. Передавая вам некоторую толику общественной власти, советское государство требует от вас правильного воспитания будущего гражданина» Родители всегда должны помнить, что ребенок не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед обществом.

    Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет А. С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Последний он считал, наиболее безнравственным, но резко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А С. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами. Одним из важных пунктов Макаренко выделяет: вопрос о семье, структуре семьи, методике воспитания в семье и о средствах педагогической помощи семье. В отношении школы он выделяет то, что школьный коллектив должен иметь право контролировать семью со стороны ее воспитательной деятельности, помогать семье методическим советом, прямой воспитательной помощью отдельным лицам... «Школа должна иметь право репрессий по отношению к семье, не выполняющей своих воспитательных функций. Это право должно принадлежать не милиции, а именно школе. Нужно уничтожить право родителей выбирать школу, тем более уничтожить погоню их за "лучшей" школой. Все школы должны быть лучшими, и родительское общество должно за это бороться. Помощь семье должна быть оказана в самых разнообразных формах».

    Советский педагог Василий Александрович Сухомлинский говорит о необходимости взаимодействия семьи и школы как о важном элементе в образовании. «Высокая педагогическая культура семьи – вот проблема, выдвигаемая жизнью в связи с осуществлением идеи всестороннего развития человека. Совершенствование, углубление общественного характера воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя - школа и семья - не только действуют заодно, ставя пе­ред детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принци­пов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания…

    С того момента, как родители отдали своего ребенка в школу, они становятся слушателями родительской школы. Программа постоян­ного повышения педагогической культуры отцов и матерей - это, по существу, наша совместная с ними работа - тонкая и трудная, конеч­ной целью которой является идеал всесторонне развитого, гармониче­ского человека. Самое трудное состоит в том, чтобы отец и мать вме­сте с нами видели, понимали духовный мир своего ребенка, умели разобраться в причинах и следствиях, осмыслить воспитание как це­ленаправленный труд».

    Мы считаем чрезвычайно важным укрепление семьи, потому что воспитательная работа должна начинаться в семье. А школа должна помогать проводить и завершать воспитательную работу.

    Потому просто необходимо сотрудничество семьи и школы.

    В нашей школе отрабатывается очно-заочная форма образования родителей. В рамках опытной площадке в нашем образовательном учреждении начала работу «Школа родительской любви».

    «Школа» - это форма работы с родителями, добровольное объединение любящих мам и настоящих отцов, модель их психолого-педагогического просвещения.

    Образовательная деятельность родителей состоит из трёх блоков: диагностического, вариативного и блока самообразования, который строится на самодиагностике, самоопределении и самоаттестации.

    А всё началось с обращения, а затем встречи директора и родителей. На встрече родителями было высказано наболевшее. Затем  каждую неделю в семью  отправлялись письма, эпиграфом которых являются слова «Образованные родители – успешные дети». Письма заставляют задуматься каждого родителя над своей родительской рол.ью.

    Основная форма работы – уроки семейной любви, в основе которых  работа в микрогруппах. Обучающимся предлагается вопрос, проблема, задание и даётся время ответа, решения, выполнения. Каждая группа ищет свой способ решения. Заранее договариваемся, что нет точек зрения правильных или неправильных. Они просто есть, имеют место быть. Содержанием таких уроков является знание основ семейного счастья и правила выстраивания уклада жизни семьи..

    После встреч используются разные методы рефлексии:

    v    Наказ самому себе, письмо самому себе(родителям друзьям, мужу, жене, свекрови и т.д.);

    v    Сочинения – размышления;

    v    Заповеди, правила, кодексы.

    И как результат, создание семейных презентаций и семейных портфолио.

    В нашем образовательном учреждении разработаны Миссия педагогического коллектива, Миссия семьи, Меморандум «школы родительской любви», правила семейного уклада, Законы «Школы родительской любви».

    У нас разработаны положения о конкурсе «Отец года», «Мама года».

    Источником информации для педагогического коллектива, родителей, школьников является стенд «О родителях и для родителей». Стенд наглядно отражает работу целевых групп воспитателей и родителей по отработке модели психолого-педагогического просвещения семей. В содержание стенда входят следующие материалы: план работы, основные идеи, фоторепортажи. Для формирования общественного мнения о ценностях счастливой семьи оформляются следующие разделы:

    v    «Что говорим и думаем»  (счастливая семья – это…, хорошие родители – это…, хорошая жена и мама – это… и т.д. )

    v    Домашнее задание хорошим родителям (вечер добрых слов, уборка в доме, читаем добрые книги и т.д.);

    v    Тесты (Изучаем себя и свою семью);

    v    Хорошим родителям стоит почитать;

    v    Портрет счастливой семьи;

    v    Семью рисуют дети.

    Можно сказать, что в нашей школе используются как традиционные , так и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями..

    Традиционные формы работы с родителями:

    •родительские собрания

    •общеклассные и общешкольные конференции

    •индивидуальные консультации педагога

    •посещения на дому

    Нетрадиционные формы работы с родителями:

    •тематические консультации

    •родительские чтения

    •родительские вечера.

    Традицией стало проведение Дня семьи. Для родителей и детей организуют работу разные секции по интересам ( вертуальная экскурсия в музей, спортивные игры, игра на компьютере, советы для женщин о красоте, кулинарные советы, «умелые руки», развлечения и для самых маленьких, пение песен под караоке).

    Все наработанные материалы собираются в папки.

    Мы надеемся, что в ходе такой нашей работы будет выстроен диалог между школой и семьёй.

     

    Категория: Родительское воспитание | Добавил: vrogdchasty (19 Декабря 2008)
    Просмотров: 2069 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: