Кустова В.П.,
зам. директора по УВР
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательной системе
Верх-Рождественской основной общеобразовательной школы.
В функционировании современной школы задача использования опыта творческой деятельности учащихся в условиях использования информационно-коммуникационных технологий является одной из основных.
В деятельности воспитательной системы ОУ информационные технологии выступают как средство, помогающее решить проблемы социально-значимой ориентации, овладения новой информацией, интеграции различных областей человеческой деятельности, развития проектно-исследовательских навыков, партнерства и содружества учителей и учащихся, наполнить реальным смыслом профориентационную работу.
Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, к самостоятельному поиску, наконец, без воображения и эмоций.
Наш подход к творческой деятельности учащихся средствами ИКТ, ориентированный на человека, отводит важнейшую роль формированию самостоятельности и ответственности, эмоционально-ценностного отношения к миру и становлению информационно-грамотного и творчески-деятельного выпускника школы, способного к активной деятельности в обществе.
Л.С.Выготский сказал, что «…творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека…»
Мы рассматриваем ИКТ как принципиально новое средство обучения, призванное изменить роли и функции участников педагогического процесса, а также развивать способности учащихся к творчеству в учебной и внеучебной деятельности.
В нашей школе посредством информационно-коммуникационных технологий сегодня осуществляется:
- подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов; (создаются сценарии мероприятий, рефераты, пишутся сочинения и др.)
- создание графических изображений; (диаграммы)
- сканирование;
- обработка цифрового фотоизображения средствами графических редакторов; (фотографии)
- создание звукового сопровождения и видеоизображения;
- выполнение разнообразных творческих работ;
- участие в конкурсе компьютерных рисунков;
- оформление результатов работ на компьютере;
- подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде;
- поисковая, исследовательская, конкурсная работа в Интернет-пространстве;
- отправка работ средствами Интернет и электронной почты;
- создание Интернет – сайта;(наш адресhttp://www.vrogdchasty.ucoz.ru/
- выпуск печатной продукции;
Регулярно выпускается печатная продукция: тематические буклеты к школьным мероприятиям, афиши и программы к конкурсам, школьная газета, листовки, плакаты по случаю отдельных событий в том или ином классе. Вся продукция выпускается силами учеников, ответственных как за литературно-содержательную часть, так и за дизайн. Работа по набору текстов, сканированию графических материалов, тиражированию выполняется учащимися самостоятельно под руководством учителя информатики.
- уроки библиотекаря; (библиотечные уроки проходят также с использованием презентаций, Интернет-ресурсов),
-участие в научно-практических конференциях в рамках школы,
- организация конкурсов:
а) фестиваль компьютерного творчества;
б) школьные конкурсы по Word;
в) школьные конкурсы по Power Point
Создан клуб любителей презентаций.
- организация выставок
· тематических,
Организуются выставки как в школьной библиотеке, так и в классах на разные темы, особенно уделяется внимание духовно-нравственному воспитанию учащихся
· авторских (фотовыставки)
- проведение классных часов, бесед, викторин;
- создание портфолио учащихся
- просмотр видеофильмов;
- использование аудиозаписей и мультимедийной продукции
Проводятся тренинги, музыкальное сопровождение на праздниках, дискотеки
- организация тематических вечеров эстетической направленности; работает гостиная «Уроки эстетики»
- информационные стенды;
Созданы сменные стенды «Родина моя – Верх-Рождество», «Созвездие друзей», «Ими гордится школа»,
- проведение родительских собраний, Дня семьи, Уроков семейной любви.
На родительских собраниях общешкольных и классных используются презентации об успехах учащихся, видеоролики,
- использование в работе психолога
Психолог использует тестовые компьютерные диагностики, бланки, развивающие игры для индивидуальной и групповой работы
- занятия в школьных кружках
Занятия в школьных кружках расширяют кругозор учащихся, в них создаются условия для углубленного изучения отдельных вопросов по различным учебным дисциплинам, предлагается углублённый материал (опытническая, исследовательская работа), проводятся различные мероприятия, успешно организуются встречи школьников с творческой интеллигенцией
- компьютерные игры
в свободное время учащиеся могут свободно поиграть в компьютерные игры в библиотеке, кабинете информатики.
В заключении хотим сказать, что созданная и постоянно совершенствуемая информационная система экономична и в то же время отвечает требованиям современного информационного общества. Надеемся, что представленный опыт поможет успешно решать задачи, связанные с информатизацией образования. |