Версия для слабовидящих
Воскресенье
05 Мая 2024
19:56
Прогноз погоды
Категории раздела
Путь к успеху [8]
Родительское воспитание [2]
Статистика
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Полезные ссылки
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • МБОУ"Верх-Рождественская ООШ"
    Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитание » Путь к успеху

    Воспитание духовности на уроках литературы
    Крылова В.В.,
    учитель литературы

     

    «В будущей России образование не должно

    отделяться от духовного воспитания…»

    И.Ильин

    Я глубоко убеждена в том, что сегодня, изучая произведения русских классиков, учитель литературы, как никакой другой предметник, имеет возможность говорить о духовно-нравственных категориях, живительным источником которых всегда для русского человека являлось православие. Не понимать роли христианства, когда в течение тысячи лет именно под воздействием православия шло формирование русского национального характера и изучать произведения русской классики, отсекая духовные корни, которые всегда её питали, – значить изучать литературу ради самого предмета.

    Исследование стиля писателя, особенностей жанра, композиции, работа над выразительными средствами и т.п. не должны подменять главного в уроке литературы – серьезного разговора о духовных ценностях, о всегда сложном пути человека к пониманию Истины – Бога – Совершенства.

    Через тщательно продуманную систему уроков литературы учитель может помочь детям найти себя в прекрасном мире русской культуры, сердцем которого является православие.

    Актуальность такой работы связана и с особенностями времени, с теми изменениями, которые наметились и возникли в обществе (гуманизация образовательного процесса, возвращение к духовным истокам, внимание к православию как источнику, мощному импульсу в развитии личности).

    Сместились акценты. Ушла в прошлое политизация литературы, но сильно влияние бюрократических процессов, тенденциозности. И поэтому так актуальна сегодня проблема – превратить каждый урок литературы в урок нравственности. Русская же литература XIX и XX вв., ее лучшие произведения помогают человеку обрести духовные ценности.

    Именно поэтому на уроках литературы сегодня так важно рассматривать не только особенности стиля писателя, но настойчиво говорить о духовности, о воздействии литературы на становление личности. И здесь первостепенной задачей  видится создание на уроке особого духовного пространства.

    Как же это происходит на моих уроках литературы?

    Первое – создано адаптированное календарно-тематическое планирование, где на первый план выносятся темы, связанные с воспитанием духовности.

    Второе – введены  в уроки своеобразные «нравственные погружения», связанные с тематикой предстоящего на уроке разговора «долг», «честь», «совесть», «счастье», «память», «любовь».

    Третье – делаю особый акцент на произведения, способствующих воспитанию духовности (В.Г. Распутин «Изба», «В ту же землю», А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда», И.А. Бунин «Чистый понедельник», Н.С. Лесков «Очарованный странник», Л.Н. Толстой «Три смерти», К.Г.Паустовский «Телеграмма» и др.).

    Четвертое – спланирована внеурочная деятельность в сотрудничестве с классными руководителями (Проведение совместных классных часов на морально-этические темы, поэтические вечера).

    Пятое – созданы в классах поисковые временные микрогруппы по интересам («Мыслитель», «За страницами учебника»,  «Образ», «Творческая мастерская», «Критик », «Историограф»).

    Шестое – подготовка научно-исследовательских работ по духовно-нравственным проблемам русской литературы, литературному краеведению.

    Сегодня у учителя литературы особая миссия: когда у молодого поколения теряются нравственные ориентиры, когда идеи вседозволенности все глубже проникают в сознание человека, «на каждом из нас лежит  долг  подвига – в меру своих сил способствовать тому, чтобы духовная судьба у России была».

    Категория: Путь к успеху | Добавил: vrogdchasty (23 Сентября 2008)
    Просмотров: 3143 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.6/7
    Всего комментариев: 1
    1 Анастасия)))  
    Я согласна с Вами

    Имя *:
    Email *:
    Код *: