Новикова Е.А., учитель математики
В последние годы нравственность сильно понизилась. Это отразилось и на детях. Поэтому я считаю, что учитель должен стараться уделять внимание нравственным вопросам на каждом уроке; пусть совсем чуть-чуть, пусть хоть словечко, но и это словечко не будет сказано зря, поскольку дети очень восприимчивы к хорошему. Любой учитель, будь то учитель литературы или же математики, должен развивать в детях чуткое отношение к жизни. Учитель не может закрывать глаза на ребёнка и видеть лишь объект обучения. Нравственность можно воспитывать по-разному, совсем не обязательно говорить строгим голосом: «Дети, так делать плохо, а так хорошо». Нравственные моменты есть практически везде.
На уроках математики, мы с детьми тоже касаемся вопросов нравственности. Взять хотя бы примеры из истории математики: я показываю детям, что успехов и научных открытий достигают чаще всего те учёные, которые имеют хороший нравственный облик, которые живут, соблюдая некие нравственные нормы.
Например, жизнь С.В. Ковалевской, ее духовный и нравственный облик, верность науке, борьба за право женщины на умственный труд является прекрасным примером для молодого поколения. А какой поучительной в плане формирования волевых качеств является полная трудностей жизнь М.В. Ломоносова!
Через рассказы о «нематематической» деятельности великих ученых привлекаю внимание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре. Своим ученикам я рассказываю о разностороннем развитии творцов математики. С.В. Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом. Философом и поэтом, классиком персидской и таджикской литературы называют известного математика Омара Хайяма. Другой пример – математик и логик Чарльз Л. Доджсон. Под псевдонимом Льюис Кэрролл он хорошо известен как автор сказки «Приключения Алисы в стране чудес».
Остановлюсь еще на одном моменте использования историзма на уроках математики. У многих выдающихся людей: математиков, писателей, философов есть короткие, но содержащие много смысла, емкие лаконичные высказывания культурно-развивающего содержания. Считаю, что их необходимо популяризовать среди школьников. Я использую их в качестве эпиграфов на уроках, в игре «Поле чудес», помещаю в кабинете на стендах.
Очень большую духовно-нравственную направленность, на мой взгляд, имеют задачи, решение которых предполагает интересные факты, эпизоды из истории России, родного края. Стараюсь выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. На моих уроках, например, учащиеся с удивлением узнают о русском крестьянском способе умножения; сами составляют решето Эратосфена; рассматривают применение золотого сечения, золотого прямоугольника и золотой спирали в природе, архитектуре, живописи как математических символов идеального соотношения формы и роста. На уроке могу использовать только одно задание, после решения которого, сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение, прослушать музыкальный фрагмент или показать репродукцию.
Иногда мы работаем по группам: я даю, скажем, два задания: решив первое, ученик может получить от 1 до 4, решив второе – от 1 до 5. Ребята сами выбирают, в какую группу им сесть. Поступить честно и постараться решить более лёгкое задание, но самостоятельно или же подсесть к отличнику, списать у него и получить пятёрку. Если я вижу, что ребёнок собирается поступить нечестно, я говорю ему: «Это твой выбор, садись, списывай, но знай, что это выбор в сторону обмана, зла».
За годы обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений. Но все-таки одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности. И если по словам Эразма Роттердамского: “Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются”, то учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся. |