Уразаева Т. С., учитель географии
Я убеждена, что именно в образовательных учреждениях начинается подготовка высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Духовно-нравственные знания важны потому, что дают представление о последствиях нарушения норм для окружающих людей и среды.
По моему мнению, нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как собственные взгляды и убеждения.
Чтобы добиться от учащихся глубокого осознанного поведения, я стараюсь организовать свою работу при изучении предметов «природоведение» и «география». На уроках систематизирую и расширяю представления учащихся о своём крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия людей и природы. Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся о заботливом отношении к природе, выбираю разнообразные формы и методы на своих уроках: экскурсии, беседы, диспуты.
Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является православие, законы которого учат жить в любви с миром и самим собой. В 8-9 классах на уроках я провожу беседу о терпимости и уважении к другим религиям и вероисповеданиям мира. Это актуально в нашем непредсказуемом и жестоком мире.
Я не только разъясняю принципы нравственности, но выслушиваю, учитываю мнения и точки зрения собеседников. Мы обсуждаем ситуации, конкретные поступки, тем самым дети легче постигают их сущность и значение. Беседы на моих уроках обязательно носят проблемный характер. При изучении темы «Национальный состав России» в 9 классе я предлагаю ребятам тему для беседы «Россия для русских». В результате учащиеся приходят к выводу, что Россия – это многонациональная страна. И её культура – это совокупность культур всех национальных меньшинств. Если мы отделим все республики, входящие в состав России, то от великого государства ничего не останется. Следовательно, межнациональные конфликты должны быть ликвидированы, необходимо проявлять терпимость к людям другой национальности.
Предлагаю ученикам выступления в форме доклада. А затем обсуждаем и пытаемся решить проблему, если она возникла.
Темы докладов могут быть разнообразны. Чтобы дети любили свою малую Родину и задумывались над её проблемами, я предлагаю темы докладов по краеведению. Например, «Последствия загрязнение реки в моём селе», «Роль Камы как главной артерии Пермского края и Частинского района», «Демидовские заводы как основа зарождения села Верх-Рождество» и так далее.
На уроках «природоведения» предлагаю детям сделать рисунок на тему «В мире животных», «Экологические проблемы человечества», «Родина», «Растения, занесённые в красную книгу», «Моя Родина – Верх-Рождество». Тем самым, мы пополняем свою методическую копилку.
Ещё одна форма моих занятий, наиболее интересная и занимательная – урок-игра. Я её провожу в основном в среднем звене. Тему для неё можно выбрать самую разнообразную, к примеру, «Я и моя малая Родина», «Мы – юные экологи», «Берегите природу». В ходе этих игр ребята отгадывают загадки, кроссворды, узнают растения и животных, занесённых в Красную книгу, придумывают экологические знаки, рисуют. Тем самым учатся любить и беречь природу.
Один из методов достаточно эффективный – диспут. Он представляет собой спор на какую-либо тему, волнующую учащихся. Диспуты, на мой взгляд, хороши тем, что убеждения вырабатываются при столкновении различных точек зрения. Этот метод наиболее сложный, поэтому я его использую в основном в средних и старших классах.
Темы для диспутов я предлагаю такие: «Где лучше построить животноводческий комплекс в селе Верх-Рождество», «Вводить ли православие в школы? Моя точка зрения». Учащиеся разбиваются на две команды и начинают доказывать свою точку зрения. Но одно условие участники должны быть подготовлены.
Цель моей работы в школе: научить детей любить Родину, охранять природу, добросовестно трудиться, знать ценность доброты, вежливости, научиться помогать друг другу. Я учу детей признавать свои ошибки, понимать других людей.
|