Казанцева Татьяна Васильевна, учитель начальных классов, II квалификационная категория
В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
Я считаю, что необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе. В классе с детьми я провожу немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение поступков детей.
Поэтому воспитательный процесс я планирую и строю во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы.
Проанализировав работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного села, как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата. Дети совместно с родителями изготовляют гербарии из растений родного края, готовят сообщения о редких животных и растениях. При проведении экскурсий на предприятия села знакомимся с трудом своих родителей. Также традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы “Папа, мама и я – дружная семья”. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. При проведении мероприятия я учитываю психологические особенности учащихся, так как именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм, что позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности.
Эффективность моей работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку продвинуться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Я уверена, что разнообразие применяемых форм способствует формированию нравственных качеств школьника и эмоциональному отклику детей. |