Новикова Елена Александровна, учитель математики и физики
Тема: “Изучение архимедовой силы»
Цель: Изучить действие жидкости на погруженное тело, экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величин.
Задачи урока:
1. Научить учащихся обнаруживать наличие силы, выталкивающей тело из жидкости, узнавать от каких факторов зависит (не зависит) величина выталкивающей силы и сформулировать закон Архимеда через установление зависимости силы Архимеда от объёма погруженного в жидкость тела и от плотности жидкости.
2. Воспитывать способность к целеустремлённой работе для достижения совместных и личных целей, воспитание толерантности и уважения к другому мнению, воспитание коммуникабельности.
3. Развивать приёмы активизации мыслительной деятельности – анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование
Сценарий урока.
1. Формулировка темы и целей урока
Возьмите динамометр и грузы, определите вес груза два раза – в воздухе и воде, сравните результаты измерений и сделайте вывод. (Рв воздухе > Рв воде)
Почему вес тела уменьшается в воде? (действует выталкивающая сила, направленная вверх)
Как рассчитать выталкивающую силу?
(Fвыт = Рв воздухе – Рв воде)
Назовите, какие результаты выталкивающей силы вы получили? (называют разные величины)
Выталкивающую силу называют ещё архимедовой силой. Почему? (желающие рассказывают с места легенду об Архимеде и короне царя Гиерона)
Итак, мы знаем о существовании выталкивающей силы и умеем определять её с помощью динамометра.
Почему у вас получились различные значения архимедовой силы? От чего же зависит величина выталкивающей силы?
Выскажите свои предположения (Дети высказываются – учитель записывает все гипотезы на доске. Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке):
· от объёма тела;
· от веса, массы, плотности тела;
· от глубины погружения в жидкость;
· от формы тела;
· плотности жидкости.
Можно ли проверить наши предположения? (Да) – вот этим мы и займёмся сегодня.
Какова же тема урока? (учащиеся сами формулируют тему урока).
2. Экспериментальная работа.
Наш великий соотечественник М. В. Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Поэтому подвергнем экспериментальной проверке все наши гипотезы. Выводы записываем в таблицу:
Архимедова сила |
Зависит от: |
Не зависит от: |
1. объёма тела, Vт
2. плотности жидкости, ρж |
1. формы тела
2. плотности тела
3. глубины погружения |
Таким образом, из наших опытов следует, что F ~ ρжVт |
1) Проверка зависимости Fвыт от объема
Учащиеся подвешивают к рычагу два тела равной массы, но разного объема (цилиндр из алюминия и картофелина), добиваются его равновесия, а затем погружают тела в воду. Наблюдают нарушение равновесия, делают вывод о зависимости Fвыт от объема тела, причем эта зависимость – прямая пропорциональность. Делают соответствующие записи в тетради.
2) Проверка зависимости Fвыт от веса, массы, плотности тела.
Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одного объема, но разной массы, добиваются его равновесия, а затем погружают тела в воду. Наблюдают: равновесие не нарушилось, следовательно, выталкивающая сила от массы тела (или его веса) не зависит. Результаты отражают в тетради.
3) Проверка зависимости Fвыт от глубины погружения тела в жидкость.
Учащиеся подвешивают к рычагу два одинаковых тела, добиваются его равновесия, погружают тела в воду на разную глубину. Наблюдают: равновесие не нарушилось, делают вывод о независимости выталкивающей силы от глубины погружения в жидкость. Делают соответствующие записи в тетради.
4) Проверка зависимости Fвыт от формы тела.
Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одинакового объема, но разной формы, добиваются равновесия и погружают тела в воду. Наблюдают: равновесие не нарушилось. Делают вывод о независимости силы выталкивания от формы тела, делают записи в тетради.
5) Проверка зависимости Fвыт от плотности жидкости.
Учащиеся подвешивают к рычагу два одинаковых тела, добиваются равновесия и погружают одно тело в чистую воду, а второе - в насыщенный раствор поваренной соли. Наблюдают: нарушение равновесия, в растворе соли тело выталкивается сильнее. Делают вывод о зависимости силы выталкивания от плотности жидкости. Характер зависимости - прямая пропорциональность.
После экспериментальной проверки всех гипотез учащиеся формулируют вывод о зависимости силы выталкивания от плотности жидкости и объема тела.
3. Вывод формулы выталкивающей силы.
Учитель теоретически выводит на доске формулу выталкивающей силы и обращает внимание учащихся на физические величины, входящие в нее, ребята отмечают полное соответствие теоретических выкладок с результатами только что проведенных экспериментов.
Сравнивая результаты теоретических выводов и экспериментальных данных проверки наших гипотез, какой вывод мы можем сделать? (результаты совпадают - они верны - наши гипотезы мы подтвердили или опровергли с помощью опытов и теоретических доказательств)
Полученная зависимость, носит название “закон Архимеда”
(запись в тетрадь) FА = ρжgVт - закон Архимеда
4. Закрепление
Ответьте на веселые вопросы Григория Остера из его книги «Физика»:
1) Генерал нырнул в жидкость солдатиком и подвергся действию выталкивающих сил. Можно ли утверждать, что жидкость вытолкала генерала в шею?
2) Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти россказни?
3) Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь?
4) Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковородке?
5. Рефлексия
а) какими двумя способами мы получили новые знания на уроке? (теоретическим и практическим)
б) можно ли применить полученные сегодня знания о зависимости FА от Vт и ρж на практике? – (да)
в) предлагается каждому небольшой тест по изученному материалу,
6. Домашнее задание
§49, повт.§48, упр.24(3) – письм., подготовиться к л/р №7.
|