Версия для слабовидящих
Четверг
25 Апреля 2024
07:28
Прогноз погоды
Категории раздела
Материалы КПМО [14]
Методическая копилка [60]
Нормативные документы [210]
ФГОС [14]
ФГТ [8]
Статистика
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Полезные ссылки
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • МБОУ"Верх-Рождественская ООШ"
    Главная » Файлы » Методическая копилка

    Архимедова сила (физика 7 кл.)
    12 Февраля 2009, 09:18
    Новикова Елена Александровна,
    учитель математики и физики
     
    Тема: “Изучение архимедовой силы»

     

    Цель: Изучить действие жидкости на погруженное тело, эксперимен­тально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физиче­ских величин.

     

    Задачи урока:

    1.     Научить учащихся обнаруживать наличие силы, выталкивающей тело из жидкости, узнавать от каких факторов зависит (не зависит) величина выталкивающей силы и сформулировать закон Архимеда через установление зависимости силы Архимеда от объёма погруженного в жидкость тела и от плотности жидкости.

    2.     Воспитывать способность к целеустремлённой работе для достижения совместных и личных целей, воспитание толерантности и уважения к другому мнению, воспитание коммуникабельности.

    3.      Развивать приёмы активизации мыслительной деятельности – анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование

     

    Сценарий урока.

    1.     Формулировка темы и целей урока

    Возьмите динамометр и грузы, определите вес груза два раза – в воздухе и воде, сравните результаты измерений и сделайте вывод. (Рв воздухе > Рв воде)

     

    Почему вес тела уменьшается в воде? (действует выталкивающая сила, направленная вверх)

    Как рассчитать выталкивающую силу?

    (Fвыт = Рв воздухе  Рв воде)

     

    Назовите, какие результаты выталкивающей силы вы получили? (называют разные величины)

     

    Выталкивающую силу называют ещё архимедовой силой. Почему? (желающие рассказывают с места легенду об Архимеде и короне царя Гиерона)

     

    Итак, мы знаем о существовании выталкивающей силы и умеем определять её с помощью динамометра.

     

    Почему у вас получились различные значения архимедовой силы? От чего же зависит величина выталкивающей силы?

    Выскажите свои предположения (Дети высказываются – учитель записывает все гипотезы на доске. Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке):

     

    ·                от объёма тела;

    ·                от веса, массы, плотности тела;

    ·                от глубины погружения в жидкость;

    ·                от формы тела;

    ·                плотности жидкости.

     

    Можно ли проверить наши предположения? (Да) – вот этим мы и займёмся сегодня.

    Какова же тема урока? (учащиеся сами формулируют тему урока).

     

    2.     Экспериментальная работа.

    Наш великий соотечественник М. В. Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». По­этому подвергнем экспериментальной проверке все наши гипотезы. Выводы записываем в таблицу:

    Архимедова сила

    Зависит от:

    Не зависит от:

    1. объёма тела, Vт

    2. плотности жидкости, ρж

    1. формы тела

    2. плотности тела

    3. глубины погружения

    Таким образом, из наших опытов следует, что F ~ ρжVт

     

    1) Проверка зависимости Fвыт  от объема

    Учащиеся подвешивают к рычагу два тела равной массы, но разного объема (цилиндр из алюминия и картофелина), добиваются его равновесия, а затем погружают тела в воду. Наблюдают нарушение равновесия, делают вывод о зависимости Fвыт от объема тела, причем эта зависимость прямая пропорциональность. Делают соответствующие записи в тетради.

    2) Проверка зависимости Fвыт  от веса,  массы, плотности тела.

    Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одного объема, но разной массы, добиваются его равновесия, а затем погружают тела в воду. Наблю­дают: равновесие не нарушилось, следовательно, выталкивающая сила от массы тела (или его веса) не зависит. Результаты отражают в тетради.

    3) Проверка зависимости Fвыт  от глубины погружения тела в жид­кость.

    Учащиеся подвешивают к рычагу два одинаковых тела, добиваются его равновесия, погружают тела в воду на разную глубину. Наблюдают: равно­весие не нарушилось, делают вывод о независимости выталкивающей силы от глубины погружения в жидкость. Делают соответствующие записи в тетради.

    4) Проверка зависимости Fвыт  от формы тела.

    Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одинакового объема, но раз­ной формы, добиваются равновесия и погружают тела в воду. Наблюдают: равновесие не нарушилось. Делают вывод о независимости силы выталки­вания от формы тела, делают записи в тетради.

    5) Проверка зависимости Fвыт  от плотности жидкости.

    Учащиеся подвешивают к рычагу два одинаковых тела, добиваются равновесия и погружают одно тело в чистую воду, а второе - в насыщен­ный раствор поваренной соли. Наблюдают: нарушение равновесия, в рас­творе соли тело выталкивается сильнее. Делают вывод о зависимости силы выталкивания от плотности жидкости. Характер зависимости - прямая пропорциональность.

     

    После экспериментальной проверки всех гипотез учащиеся формули­руют вывод о зависимости силы выталкивания от плотности жидкости и объема тела.

     

    3.     Вывод формулы выталкивающей силы.

    Учитель теоретически выводит на доске формулу выталкивающей силы и обращает внимание учащихся на физические величины, входящие в нее, ребята отмечают полное соответствие теоретических выкладок с результа­тами только что проведенных экспериментов.

     

    Сравнивая результаты теоретических выводов и экспериментальных данных проверки наших гипотез, какой вывод мы можем сделать? (результаты совпадают - они верны - наши гипотезы мы подтвердили или опровергли с помощью опытов и теоретических доказательств)

     

    Полученная зависимость, носит название “закон Архимеда”

    (запись в тетрадь) FА = ρжgVт - закон Архимеда

     

    4.     Закрепление

    Ответьте на веселые вопросы Григория Остера из его книги «Физика»:

    1) Генерал нырнул в жидкость солдатиком и подвергся действию вы­талкивающих сил. Можно ли утверждать, что жидкость вытолкала генерала в шею?

    2) Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной си­лой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти россказни?

    3) Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересо­ленном спасается вплавь?

    4) Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чу­жой сковородке?

     

    5.     Рефлексия

     а) какими двумя способами мы получили новые знания на уроке? (теоретическим и практическим)

    б)  можно ли применить полученные сегодня знания о зависимости FА от Vт и ρж на практике? – (да)

    в) предлагается каждому небольшой тест по изученному материалу,

    6.     Домашнее задание

    §49, повт.§48, упр.24(3) – письм., подготовиться к л/р №7.

     

    Категория: Методическая копилка | Добавил: vrogdchasty
    Просмотров: 20619 | Загрузок: 0 | Комментарии: 23 | Рейтинг: 3.2/6
    Всего комментариев: 2
    2 SergShili  
    <a href=http://zmkshop.ru/stati/metallicheskie-konstruktsii/>металлоконструкции что о них нужно знать</a>

    1 Oppotte  
    <a href=http://propecias.buzz>propecia before and after reddit</a> Source SABCS

    Имя *:
    Email *:
    Код *: