Прежде чем воспитывать ребенка…
1. Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где Вам удобно, расслабьтесь и задумайтесь: зачем?
2. Какая цель очередного Вашего воздействия: оно как интервенция или как освобождение ребенка.
3. Вам хочется навязчиво с ним поделиться опытом или у Вас желание скорее протянуть ребенку руку.
4. Вам хочется еще раз подчеркнуть зависимость ребенка, или вселить в него уверенность и защищенность.
5. Вам хочется устроить малышу очередной военный; свой совет — «убить» веру в себя.
6. А может быть, Вам хочется вдолбить в него какие-то, запреты, которые он будет нарушать, давая повод Вам, чтобы Вы могли на нем все время разряжаться.
7. А может быть, Вам хочется, в конце концов, сделать ребенка для себя удобным и «прополоть» черты его характера, все неугодные мгновенно вырвать как бурьян.
8. А может быть, Вы собрались сегодня подсчитать, очередные шалости ребенка.
9. А может быть, Вы просто почему-то рассержены, разозлены, у Вас потребность -критиковать, негодовать и осуждать.
10. А может, Вы задумали устроить малышу стереотипную, очередную порку.
11. А может быть, Вам просто надо «скрыть» самих себя за ширмой и занавесью воспитания.
12. А может быть...
13. Пожалуй, прежде чем Вам скрыть самих себя, побудьте «шкуре» своего ребенка. Он непослушен, потому что непослушным его сделали Вы сами. Поэтому наказывать необходимо Вас. Он и наказывает Вас своим непослушанием, создает лишь те конфликты, свидетелем которых был.
14. Поймите, что мешает Вашему ребенку, что тяготит и чем он озабочен.
15. Откройте двери в свое детство. Вспомните, какими были Вы. Конечно, жили в ожидании чудес. И самой главной потребностью у Вас была потребность в одобрении, любви, которая Вам затмевала все. Поэтому не надо Вам разочаровывать ребенка. Не заставляйте его вымогать любовь у Вас, а дайте ему ее сами, не пользуясь каким-то эмоциональным шантажом.
16. Еще раз проанализируйте: зачем? Зачем и почему Вы вновь решили вдруг манипулировать ребенком. Готовы ли идти на компромисс. Что Вас не удовлетворяет в собственном сценарии, который Вы когда-то сочинили для него.
17. Задумайтесь, а можно ли сегодня воздержаться от воспитательных воздействий. Какие отзвуки и отголоски их у Вашего ребенка впереди. Что Вы испытываете в процессе воспитания ребенка. Вас заставляет это делать чувство превосходства или сочувствие к нему. А может, Вы испытываете удовлетворение и даже удовольствие, воспитывая малыша. Или вы начали очередной виток своих воздействий из-за того, что он Вас раздражает.
18. Какие бы Вы ни испытывали чувства, не надо что-то Вам предпринимать, когда Вы в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте, один раз отрежьте — тогда лишь ждет желаемый эффект.
19. Но чтобы конечный результат всех Ваших воспитательных воздействий был желаем, Вам надо образно представить, чем «наполнен» Ваш ребенок. Его стремления и просьбы, поступки, чувства и мечты.
20. «Переварите» жизнь ребенка и посмотрите на него со стороны, его глазами и с его позиций.
21. Поймите своего ребенка. Ему дается все с большим трудом. Ведь даже просьбы малыша, напоминающие атрибуты детства, — своеобразное признание неполноценности ребенка. Любая просьба открывает нам «мишень» и «ахиллесову пяту» мгновения.
22. Еще раз успокойтесь и расслабьтесь.
23. Вы — не судья, не Вам подвластен приговор. Не увлекайтесь рьяно так процессом «управления» ребенком и не вступайте с ним в бесплодные дебаты. Пожалуйста, не «дрессируйте» малыша, а выбирайте самые «удачные» моменты для воспитательных бесед наедине. И дайте себе сами все ответы на вопросы, кто Вы в глазах ребенка, — обличитель, диктатор или же доброжелатель, который нужен малышу.