Речевой тренинг
Джеки СИЛБЕРГ
Дорогие родители, предлагаем вам провести речевой тренинг, благодаря которому вы сможете легко повысить уровень освоения вашим ребенком родного языка, да еще и научить его кое-чему из языка иностранного. А помогут вам в этом языковые игры, которые мы нашли в сборнике «500 пятиминутных развивающих игр для детей от 3 до 6 лет» (перевод с англ., Е. Г. Гендель. — мн.: ООО «Попурри», 2004 — 464 с.: ил.). Автор книги — американка Джеки Силбер — музыкант, педагог, ученый, консультант редколлегии журнала «Новости раннего детства». Силберг часто можно увидеть на дошкольных вечеринках, семейных концертах, встречах педагогов и родителей, где все желающие могут научиться играм, собранным в написанных ею книгах: «125 развивающих игр для детей до 1 года», «125 развивающих игр для детей от 1 до 3 лет», «300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет». Ну, а начнется наше знакомство, конечно, с приветствия…
Такие разные приветствия
Развивает речевые навыки
Каждый день приветствуйте детей на другом языке.
Вот некоторые предложения:
Чао — на итальянском языке
бонжур — на французском языке
ола — на испанском языке
шалом — на иврите
гутен таг — на немецком языке
привет — на русском языке
хэллоу — на английском языке
моши — на японском языке
Обыгрывание звуков
Развивает воображение
— Позвольте детям разыгрывать те слова, которые подразумевают звуки, например: гром, пожарная машина или барабан.
— Составьте предложение, используя указанные слова.
— Попросите детей, чтобы вместо произнесения соответствующих слов они издавали нужный звук и двигались надлежащим образом.
Сначала был маленький дождик, а потом вдруг раздался оглушительный … (звуки грома).
Вижу огонь, видимо, это пожар! Да, сюда едет … (звук сирены пожарной машины). А вот барабанщик играет на … (звуки барабанной дроби).
Счастливые ритмы
Развивает речевые навыки
Рассадите детей в круг. Дайте одному из детей палочку, которой он будет отбивать ритм. Ребенок, держащий палочку, стучит ею об пол и говорит: «Меня зовут — _______________, и мне нравится ________________», и передает палочку следующему ребенку.
В процессе игры дети обнаруживают, что им нравятся похожие или даже одинаковые вещи.
Счет по-английски
Развивает навыки счета
Счетные игры
— это простой и удобный спосо6 познакомить маленьких детей с иностранным языком.
— Считайте по-английски:
Опе
Two
Three
Four
Five
Siх
— Воспользуйтесь временем, когда вы вместе с детьми делаете уборку или какие-то хозяйственные работы, чтобы попрактиковаться в иностранном языке.
Дни недели
Обучает ритму
— Называйте дни недели, хлопая ладошами в такт слогам, в то время как дети запоминают, а затем и угадывают, какой день вы «прохлопываете».
— Вскоре дети увидят, что имеются дни «на четыре хлопка» (воскресенье и понедельник), на два хлопка (вторник, среда и четверг) и «на три хлопка» (пятница и суббота).
— Хлопайте в ладоши, когда произносите: «Воск-ре-сень-е, по-не-дель-ник, втор-ник, сре-да, чет-верг, пят-ни-ца, суб-бо-та».
— Снова хлопайте в ладоши по слогам, называя дни недели сначала громким голосом (четырехсложные
— воск-ре-сень-е, по-не-дель-ник), затем тихим голосом (двухсложные — втор-ник; сре-да, чет-верг) и, наконец, нормальным голосом (трехсложные — пят-ни-ца, суб-бо-та).
Построение предложений
Обучает структуре предложений
— Скажите детям, что вы собираетесь построить предложение, используя для этого слова «кролик» и «морковка».
— Придумайте предложение, используя оба эти слова, например: «Кролик ел морковку».
— Предложите два других слова с подобными отношениями, например: «собака» и «косточка».
— Попросите, чтобы дети составили предложение, используя указанные два слова.
Игра в пиццу
Развивает творческое мышление игра
— Эта представляет собой быструю и активную деятельность в рамках группы, причем такую, которая стимулирует детское мышление и развивает язык детей.
— Назовите существительное, например «пицца», и попросите у детей, чтобы они называли разные слова, которые опишут пиццу.
— Если это окажется необходимым, задавайте вопросы, которые помогут детям начать. Вопросы типа: «Какую она имеет форму?» или «Что в пицце кладут сверху?» — помогут им описать пиццу.
— Сколько описательных слов вы смогли услышать в течение нескольких минут? — Если при работе с младшими детьми показать им фотографию пиццы, это, безусловно, поможет им играть в эту игру.
Бинокль
Развивает речевые навыки
— Это — популярная игра, причем она очень эффективна для развития языковых навыков.
— Каждый ребенок выбирает себе партнера.
— Партнеры усаживаются лицом друг к другу.
— В каждой паре один ребенок с помощью рук изображает бинокль (складывает большой и указательный пальцы обеих рук в кружки и подносит их к своим глазам).
— Попросите ребенка с «биноклем» описать своего напарника. При этом концентрируйтесь на конкретном. Например: «Какого цвета одежду носит твой напарник?»
— 3атем позвольте и второму ребенку рассмотреть своего партнера в воображаемый бинокль.
Что такое «перед тем» Обучает понятию времени
Понятие времени настолько абстрактно, что маленьким детям требуется приложить много усилий, чтобы понять его.
— Расположите детей в кружок и скажите: (Костя), можешь ли сказать ты всем, что ты делал перед тем, как сегодня утром проснулся?
— После того как Костя даст ответ, повторите это «мини-стихотворение с довеском», использовав имя другого ребенка.
— 3адайте этот же вопрос по поводу другого времени дня.
— Можете играть в эту игру почаще, чтобы помочь детям сделать более четким их понимание того, что такое время.
Порядок действий в универсаме
Обучает навыкам упорядочивания
— Побеседуйте с детьми о том, что вы делаете в универсаме.
— Обсудите порядок, в котором вы совершаете разные действия в универсаме.
— Сначала вы открываете дверь.
— 3атем вы берете корзину или тележку.
— Позвольте детям самим решать, что положить в корзину. 3десь наверняка будет иметь место много дискуссий и, вероятно, кое-какие противоречия.
— Как только дети заполнят корзину, поговорите с ними о том, что надо стать в очередь к кассиру, затем переложить покупки в свои сумки.
— Эта игра не только развивает языковые навыки, но и помогает детям организовывать свое мышление.
Песенка про посещение магазина
Обучает распознаванию начальных звуков в словах
— Цель данной игры в том, что ребенок должен назвать три слова, которые начинаются с одной и той же буквы (звука).
— Когда вы будете проводить эту игру в первый раз, укажите детям слова заранее.
— По мере того как дети изучат больше звуков и букв, они смогут сами придумывать слова.
— Эта песня поется на мотив какой-нибудь песенки или просто скандируется. Мы пошли по магазинам, Мы пошли по магазинам, И в витрине увидали... (назовите три предмета, названия которых начинаются с одной и той же буквы). — Например: книгу, коляску, картину; попкорн, перец, пирожное; свечу, собачку из меха, средство от кашля.
Горячие буквы
Учит распознавать буквы
Данная игра — это разновидность игры «Горячая картошка».
— Усадите детей в круг и раздайте им карточки, на каждой из которых написана одна буква.
— Сообщите детям, что сейчас будет звучать музыка, а они в это время должны передавать свои карточки по кругу.
— Скажите детям, что, как только музыка прекращается, они должны немедленно прекратить передавать карточки.
— Немного потренируйтесь передавать карточки и убедитесь, что все дети это усвоили.
— Включайте музыку, а выключив ее, попросите, чтобы каждый ребенок назвал букву, написанную на его карточке.
— Используйте данную игру также для обучения детей распознаванию цифр, фигур и цветов.
Прыгайте ради удовольствия
Развивает умение узнавать буквы
—Приготовьте карточки, на каждой из которых изображена одна буква из алфавита.
— Покажите детям карточку с буквой «П».
— Велите детям подпрыгивать каждый раз, когда они видят букву «П».
— Покажите детям карточку с написанным на ней словом «прыгать», давая им тем самым возможность увидеть, что слово «прыгать» начинается с буквы «П».
— Держите поднятой одновременно только одну карточку с буквой.
— Показывайте букву «П» через каждые три или четыре карточки с «нейтральными» буквами.
— Поиграйте в эту же игру, используя в качестве команд другие буквы, например: «Б» — для бега; «С» — для того, чтобы дети сели на пол; «К» — для кувырков и т. д.
|