Версия для слабовидящих
Понедельник
22 Июля 2024
10:33
Прогноз погоды
Категории раздела
Математика [4]
Русский язык [0]
Литература [1]
Начальные классы [3]
Дошкольное образование [3]
Воспитательная работа [1]
Статистика
Форма входа
Поиск
Полезные ссылки
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • МБОУ"Верх-Рождественская ООШ"
    Главная » Статьи » Из опыта работы » Математика

    Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики

    Новикова Е.А., учитель математики,
     высшая квалификационная категория.

     

    А. Хуторский:

    Компетенции – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) необходимых для того, чтобы продуктивно действовать в социуме.

    Компетентность – владение человека соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

    Таким образом, компетенция – это норма, компетентность – это качество уже имеющееся у человека

     

    Учебно-познавательная компетенция

    Одна из главных ролей должна быть отдана учебно–познавательной компетенции, так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

    - умение ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;

    - умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

    - умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

    - умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

    - умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

    Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

    Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

    Поэтому для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос.

    При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

    Например, в 6 классе, при введении понятий простого и составного числа, поступаю следующим образом.

    Даю задание: Начерти как можно больше прямоугольников площадью в 17, 36, 23, 42 квадратных единиц, длины сторон которых – натуральные числа. Сколько прямоугольников удалось начертить? Чем это можешь объяснить?

    Представь числа 17 и 23 в виде произведения максимального числа различных натуральных чисел. Сколько множителей в произведениях?

    Сообщаю, что числа 17 и 23 (и еще многие другие) называют простыми числами. И прошу учеников дать самостоятельно определение простого числа. Даю название числам 36 и 42. Ребята формулируют определение составного числа. После этого уточняю определения.

    Итак, при определении нового понятия учащимся предлагается только объект мысли и его название. Ученики самостоятельно определяют новое понятие, затем с помощью учителя уточняют это определение и закрепляют его.

    Другой способ создания поисковой ситуации – использование практического опыта учащихся, опыта выполнения ими практических заданий в школе, дома или на производстве. Поисковые ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют задачу поиска.

    На уроке геометрии при подготовке к изучению темы “Сумма внутренних углов треугольника” предлагаю решить задачи:

    Один из углов треугольника содержит 36 , а другой – на 18 больше третьего. Найти величину второго угла.

    В равнобедренном треугольнике, угол при основании на 18 больше угла при вершине. Найти величину каждого угла треугольника.

    Здесь возникает поисковая ситуация. Пытаясь самостоятельно достигнуть поставленной практической цели, учащиеся приходят к выводу, что для решения этих задач не хватает данных. Если бы было известно, чему равна сумма величин внутренних углов каждого из заданных треугольников и вообще любого треугольника, то задачи были бы разрешимы. Теперь каждому ясна цель поиска.

    Одним из способов создания ситуации творческого поиска является варьирование задачи, переформулировка вопроса.

    Например, в 5 классе при решении задачи: «Мама старше Юли в 3 раза, а Юля старше сестры Светы на 5 лет. Вместе им 55 лет. Сколько лет маме и сколько девочкам?» Полезно дать ученикам уже составленные  уравнения (х-5)+х+3х=55;  х+(х+5)+3(х+5)=55;  х+(х+5)+3х=55;  и предложить ответить на вопросы:

    а) Какая величина принята за неизвестное в каждом случае?

    б) Правильно ли составлены уравнения? Если есть ошибочное уравнение, найди его и укажи, в чем ошибка.

    в) Чем различаются между собой правильно составленные уравнения?

     Этот способ позволяет развить познавательную активность учащихся с низким и средним уровнем развития, помогает ребятам понять принципы решения задач алгебраическим способом, более глубоко осознавать внутренние связи между величинами.

    Ценная ситуация возникает в том случае, когда имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа решения.

    При изучении темы “Сравнение чисел“ ученикам предлагаю задание.

    Отметьте на прямой числа: -5; -7; -2; -10; -3; -12; -18; -6.

    Сравните:
    1. -5 и -3;
    3. -12 и -2 ;
    5. -7 и -6;
    7. -999 и -1000;
    2. -5 и -10;
    4. -18 и -9;
    6. -11 и -8;
    8. -3543 и -2759.

    Как только учащиеся дошли до последних двух заданий, они увидели, что с помощью числовой прямой сравнить эти числа невозможно. Перед ними возникает проблема: теоретически – можно, а известный способ не разрешает вопроса. Начинается творческий поиск учащихся.

    В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.

    Решаю быстро уравнение:

    2 – 2х – 2 = 0

    Д = (-2)2 – 4 . 3 . (-2) = 25 (Ошибка, заставляю делать проверку. Не получается. Где ошибка? Находят Д = 28)

    Естественно при проверке ответ не сходится. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке.

    Даю задачу на дом и говорю: “У меня не получается”. Попробуйте вы, обращайтесь к кому хотите за помощью. Хотя задача решается. На другой урок у них радостные лица – они решили.

    Задача учителя – привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью.

    Учебные исследования на уроках делают процесс изучения математики интересным, увлекательным, так как они дают возможность детям в результате наблюдения, анализа, выдвижения гипотезы и ее проверки, формулировки вывода – познать новое.

    Покажу на примере, как учащиеся приобретают умения и навыки исследовательской работы.

    Алгебра, 7-й класс, тема “Умножение разности двух выражений на их сумму”

    Цель работы: Установить, чему равно произведение разности двух выражений и их суммы.

    Одни учащиеся находят значения выражений (6 – 4) • (6 + 4) и 62 – 42,

    другие – (9 + 3) • (9 – 3) и 92 – 32,

    третьи – (2 – 8) • (8 + 2) и 22 - 82.

    В результате учащиеся получают, что

    (6 – 4) • (6 + 4) = 62 – 42,

    (9 + 3) • (9 – 3) = 92 – 32,

    (2 – 8) • (8 + 2) = 22 - 82.

    Далее ученики анализируют результаты наблюдений и выдвигают гипотезу: произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.

    Доказательство гипотезы:

    Используя правило умножения многочлена на многочлен имеем, что

    (ab) • (a + b) = a2 ab + abb2 = a2 b2.

    Итак, гипотеза доказана.

    Вывод: произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.

    Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных, логических задач, задач – головоломок, на соображение и догадку.

    Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач считается гимнастикой ума.

    Готовясь к уроку, я подбираю материал к нему и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту.

    Пример: Функция задана формулой у= х + 5

    Найдите значение функции при х = 0, 7, -5, 1.

    Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой написано
    у= х + 5. На доске заготовлена таблица.

     Ученик из класса называет какое-нибудь значение х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, поставив его в формулу, находит и вписывает в таблицу соответствующее ему значение у. Затем другой ученик из класса называет другое значение х и ученик у доски проделывает те же операции. Задача класса – “угадать” формулу, записанную на карточке. Выигрывает тот ученик, который первый назовет формулу.

    Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще и творческое, в частности.

    Пример: Незнайка и Знайка хотели сравнить углы, где работа Незнайки. Почему?

    Как правильно сравнивать углы?

    Следующий момент занимательности – это смекалка. Смекалка – это особый вид проявления творчества. Она выражается в результате анализа сравнений, обобщений, установления связей, аналогии, выводов, умозаключений. Эти качества можно и нужно развивать в процессе обучения.

    В своей практике я использую такие занимательные элементы урока:

    1. Петух на одной ноге весит 4 кг. А на двух?

    2. Кирпич весит 1,5 кг и ещё полкирпича. Какова масса кирпича?

    А также задачи на внимание и сравнение.

    3. Определите, сколько треугольников вы видите на рис.1?

    4. Уберите лишнюю фигуру. Ответ обоснуйте.

    Умение применять ранее усвоенные способы решения проблем в новой учебной или жизненной ситуации и находить новые способы решения учебных проблем характеризует уровень интеллектуального развития ученика. Учащиеся должны уметь анализировать учебный материал, выделять в нём главное, сравнивать и сопоставлять, синтезировать и обобщать, делать выводы. И самое главное – должны уметь держать в уме основную нить рассуждений.

     

    Категория: Математика | Добавил: vrogdchasty (19 Декабря 2008)
    Просмотров: 42997 | Комментарии: 2629 | Рейтинг: 4.3/12
    Всего комментариев: 7931 2 3 ... 79 80 »
    793 katezw10  
    Former porn stars leading normal lives business insider
    http://governmentfunnypictures.teennakedlesbian.topxxx69.com/?jolie-jocelyn

    bre porn star stud naked porn wild harcore free porn poled porn pics sexy girls in lesbiwn porn

    792 amberhr60  
    The top 20 best hungarian pornstars 2023 pornstar gold
    http://android-sexy-back-of-laptop-vs.hrad.amandahot.com/?bailey-nevaeh

    free porn anime lesbians raven rily porn porn without credit card number free crugar porn clips porn archives retro pics

    791 oradk11  
    Riley reid videos watch free porn star movies pornhub
    http://lirikphotograp.hombresgay.dudeporn69.com/?nyasia-valentina

    teacher and porn porn stories mother young south korean porn cho chang porn porn user uploaded videos

    790 ednawc60  
    Child porn victims hit record high npa blames smartphone use
    http://disney-store.milano.italy.still.tiktokpornstar.com/?makenna-desirae

    asain he she porn old women porn trailers free asian porn archives black porn video site free fetish porn gallery

    789 kimberleymf60  
    Artist fogbank popular hentai manga doujinshi pornics
    http://politicalcartoons.bloglag.com/?macie-olivia

    porn hub from behind pussy masterbation monster cocks gay porn free ametur gay porn free porn clip bondage marilyn chambers porn movie clip

    788 jimmiekz11  
    List of telegram channels groups for sa r southafrica reddit
    http://hairy.pussy-porn.photos-scholgirls.topxxx69.com/?abbie-macie

    mary stuart porn movies free jenna jamison porn videos porn movie of young girls fucking ebony porn mpegs porn free best wilkipedia

    787 nannieje10  
    Friend s wife doesn t resist for long to get hard fucked and anal
    http://intoxicating-baton.rouge.topxxx69.com/?deborah-makenna

    1980s porn search engine mobile wife porn free hollywood toons free sex porn videos vintage retro porn movie nichola holt porn free

    786 dawnqv18  
    Indian xxx videos india s horniest women in free porn
    http://telugusexygirlsimages-xyvideo.energysexy.com/?bianca-yvonne

    free cock on cock male porn hussein and porn petite white girl porn all mobile porn free cum drinking granny porn

    785 rickyup4  
    Video ghanaian sex and the city takes africa by storm france 24
    http://black.blowjob.intern.instakink.com/?maritza-susan

    malayalam porn movies video porn nonnude kate m the porn star massaging big breast porn cool retro porn

    784 donaldft2  
    Chrome edge firefox opera or safari which browser is best pcmag
    http://versteckt-versteckt.topanasex.com/?alex-jada

    free porn tubes leighton meester hot blonde porn stars having sex tube porn tamil plus size free porn greek goddess porn

    1-10 11-20 21-30 ... 781-790 791-793
    Имя *:
    Email *:
    Код *: