Версия для слабовидящих
Среда
22 Января 2025
07:24
Прогноз погоды
Категории раздела
Математика [4]
Русский язык [0]
Литература [1]
Начальные классы [3]
Дошкольное образование [3]
Воспитательная работа [1]
Статистика
Форма входа
Поиск
Полезные ссылки
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • МБОУ"Верх-Рождественская ООШ"
    Главная » Статьи » Из опыта работы » Математика

    Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики

    Новикова Е.А., учитель математики,
     высшая квалификационная категория.

     

    А. Хуторский:

    Компетенции – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) необходимых для того, чтобы продуктивно действовать в социуме.

    Компетентность – владение человека соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

    Таким образом, компетенция – это норма, компетентность – это качество уже имеющееся у человека

     

    Учебно-познавательная компетенция

    Одна из главных ролей должна быть отдана учебно–познавательной компетенции, так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

    - умение ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;

    - умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

    - умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

    - умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

    - умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

    Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

    Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

    Поэтому для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос.

    При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

    Например, в 6 классе, при введении понятий простого и составного числа, поступаю следующим образом.

    Даю задание: Начерти как можно больше прямоугольников площадью в 17, 36, 23, 42 квадратных единиц, длины сторон которых – натуральные числа. Сколько прямоугольников удалось начертить? Чем это можешь объяснить?

    Представь числа 17 и 23 в виде произведения максимального числа различных натуральных чисел. Сколько множителей в произведениях?

    Сообщаю, что числа 17 и 23 (и еще многие другие) называют простыми числами. И прошу учеников дать самостоятельно определение простого числа. Даю название числам 36 и 42. Ребята формулируют определение составного числа. После этого уточняю определения.

    Итак, при определении нового понятия учащимся предлагается только объект мысли и его название. Ученики самостоятельно определяют новое понятие, затем с помощью учителя уточняют это определение и закрепляют его.

    Другой способ создания поисковой ситуации – использование практического опыта учащихся, опыта выполнения ими практических заданий в школе, дома или на производстве. Поисковые ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют задачу поиска.

    На уроке геометрии при подготовке к изучению темы “Сумма внутренних углов треугольника” предлагаю решить задачи:

    Один из углов треугольника содержит 36 , а другой – на 18 больше третьего. Найти величину второго угла.

    В равнобедренном треугольнике, угол при основании на 18 больше угла при вершине. Найти величину каждого угла треугольника.

    Здесь возникает поисковая ситуация. Пытаясь самостоятельно достигнуть поставленной практической цели, учащиеся приходят к выводу, что для решения этих задач не хватает данных. Если бы было известно, чему равна сумма величин внутренних углов каждого из заданных треугольников и вообще любого треугольника, то задачи были бы разрешимы. Теперь каждому ясна цель поиска.

    Одним из способов создания ситуации творческого поиска является варьирование задачи, переформулировка вопроса.

    Например, в 5 классе при решении задачи: «Мама старше Юли в 3 раза, а Юля старше сестры Светы на 5 лет. Вместе им 55 лет. Сколько лет маме и сколько девочкам?» Полезно дать ученикам уже составленные  уравнения (х-5)+х+3х=55;  х+(х+5)+3(х+5)=55;  х+(х+5)+3х=55;  и предложить ответить на вопросы:

    а) Какая величина принята за неизвестное в каждом случае?

    б) Правильно ли составлены уравнения? Если есть ошибочное уравнение, найди его и укажи, в чем ошибка.

    в) Чем различаются между собой правильно составленные уравнения?

     Этот способ позволяет развить познавательную активность учащихся с низким и средним уровнем развития, помогает ребятам понять принципы решения задач алгебраическим способом, более глубоко осознавать внутренние связи между величинами.

    Ценная ситуация возникает в том случае, когда имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа решения.

    При изучении темы “Сравнение чисел“ ученикам предлагаю задание.

    Отметьте на прямой числа: -5; -7; -2; -10; -3; -12; -18; -6.

    Сравните:
    1. -5 и -3;
    3. -12 и -2 ;
    5. -7 и -6;
    7. -999 и -1000;
    2. -5 и -10;
    4. -18 и -9;
    6. -11 и -8;
    8. -3543 и -2759.

    Как только учащиеся дошли до последних двух заданий, они увидели, что с помощью числовой прямой сравнить эти числа невозможно. Перед ними возникает проблема: теоретически – можно, а известный способ не разрешает вопроса. Начинается творческий поиск учащихся.

    В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.

    Решаю быстро уравнение:

    2 – 2х – 2 = 0

    Д = (-2)2 – 4 . 3 . (-2) = 25 (Ошибка, заставляю делать проверку. Не получается. Где ошибка? Находят Д = 28)

    Естественно при проверке ответ не сходится. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке.

    Даю задачу на дом и говорю: “У меня не получается”. Попробуйте вы, обращайтесь к кому хотите за помощью. Хотя задача решается. На другой урок у них радостные лица – они решили.

    Задача учителя – привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью.

    Учебные исследования на уроках делают процесс изучения математики интересным, увлекательным, так как они дают возможность детям в результате наблюдения, анализа, выдвижения гипотезы и ее проверки, формулировки вывода – познать новое.

    Покажу на примере, как учащиеся приобретают умения и навыки исследовательской работы.

    Алгебра, 7-й класс, тема “Умножение разности двух выражений на их сумму”

    Цель работы: Установить, чему равно произведение разности двух выражений и их суммы.

    Одни учащиеся находят значения выражений (6 – 4) • (6 + 4) и 62 – 42,

    другие – (9 + 3) • (9 – 3) и 92 – 32,

    третьи – (2 – 8) • (8 + 2) и 22 - 82.

    В результате учащиеся получают, что

    (6 – 4) • (6 + 4) = 62 – 42,

    (9 + 3) • (9 – 3) = 92 – 32,

    (2 – 8) • (8 + 2) = 22 - 82.

    Далее ученики анализируют результаты наблюдений и выдвигают гипотезу: произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.

    Доказательство гипотезы:

    Используя правило умножения многочлена на многочлен имеем, что

    (ab) • (a + b) = a2 ab + abb2 = a2 b2.

    Итак, гипотеза доказана.

    Вывод: произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.

    Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных, логических задач, задач – головоломок, на соображение и догадку.

    Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач считается гимнастикой ума.

    Готовясь к уроку, я подбираю материал к нему и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту.

    Пример: Функция задана формулой у= х + 5

    Найдите значение функции при х = 0, 7, -5, 1.

    Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой написано
    у= х + 5. На доске заготовлена таблица.

     Ученик из класса называет какое-нибудь значение х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, поставив его в формулу, находит и вписывает в таблицу соответствующее ему значение у. Затем другой ученик из класса называет другое значение х и ученик у доски проделывает те же операции. Задача класса – “угадать” формулу, записанную на карточке. Выигрывает тот ученик, который первый назовет формулу.

    Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще и творческое, в частности.

    Пример: Незнайка и Знайка хотели сравнить углы, где работа Незнайки. Почему?

    Как правильно сравнивать углы?

    Следующий момент занимательности – это смекалка. Смекалка – это особый вид проявления творчества. Она выражается в результате анализа сравнений, обобщений, установления связей, аналогии, выводов, умозаключений. Эти качества можно и нужно развивать в процессе обучения.

    В своей практике я использую такие занимательные элементы урока:

    1. Петух на одной ноге весит 4 кг. А на двух?

    2. Кирпич весит 1,5 кг и ещё полкирпича. Какова масса кирпича?

    А также задачи на внимание и сравнение.

    3. Определите, сколько треугольников вы видите на рис.1?

    4. Уберите лишнюю фигуру. Ответ обоснуйте.

    Умение применять ранее усвоенные способы решения проблем в новой учебной или жизненной ситуации и находить новые способы решения учебных проблем характеризует уровень интеллектуального развития ученика. Учащиеся должны уметь анализировать учебный материал, выделять в нём главное, сравнивать и сопоставлять, синтезировать и обобщать, делать выводы. И самое главное – должны уметь держать в уме основную нить рассуждений.

     

    Категория: Математика | Добавил: vrogdchasty (19 Декабря 2008)
    Просмотров: 43156 | Комментарии: 2697 | Рейтинг: 4.3/12
    Всего комментариев: 8021 2 3 ... 80 81 »
    802 alexisbj6  
    Kendra wilkinson nude pics and videos top nude celebs
    http://zaltana-best-dirty.boat-names.gigixo.com/?destini-karla

    john allen stagliano porn wife old man made porn indited woodsman porn latino toes porn mydirty ipod free porn samples

    801 blancaro60  
    Eu targets pornhub xvideos stripchat under new content rules
    http://bodily.android-sexy-silk-heat-youth.hotnatalia.com/?tatiana-jaclyn

    charlie sheen porn gf lacario porn pics desert punk porn yard porn men with small penises porn

    800 jacquelynzf10  
    Japanesebeauties free javidol anna ohura jav model nude
    http://xxx.napal-stepsibling.gigixo.com/?bella-noelle

    wedding porn pics free free huge breaster granny porn cyberbear porn company redhead porn vids watching porn dealbreaker

    799 kendrahm9  
    10 best german porn sites top german sex best fetish sites
    http://baby.fem.color.energysexy.com/?berenice-emerson

    avatar porn from the show avatar mo fuck neighbor porn video porn tub girl restraint porn slaves porn pictures of cheerleaders

    798 vincenthw2  
    Rebel rhyder s epic gangbang with 7 fluffers adult dvd empire
    http://mackenzie-medussangel-69.tiktok-pornhub.com/?brenna-faith

    young teen old man porn major free porn sites free cute young teen porn white girl gangbang porn tommy torress porn

    797 ceceliajq69  
    Dollar general 2633 highway 11 55 kinston nc variety stores
    http://xossip-androidsexysongsforpcemulator.alypics.com/?ayanna-macie

    free amateur porn office sex free streaming video porn review trucker sex men porn yuo tube of porn dirty stage porn

    796 marinagu3  
    Blindfolded perversion with chlo lacourt and 2 men redtube
    http://newlesbiandatingapp.allproblog.com/?alanis-kianna

    animals porn for mobile circle jerk porn video sharing top xxx porn critics granny bizarre porn 80 s porn stars sunny mckay

    795 bruceii6  
    Uw la crosse chancellor joe gow fired for appearing in porn
    http://megan.rain.images-asian.celebrityamateur.com/?madelyn-melissa

    crazy porn search engine download xbox360 porn danish history porn phantom porn mitsy may porn

    794 francisan18  
    The sexualization of reconstruction politics white women
    http://kim-kardashian-paper-magazine.romis.allproblog.com/?yuliana-alyson

    spit roast porn teen porn galerys amazon husband watches porn porn bribe sex 34 jj charlie bbw new porn

    793 katezw10  
    Former porn stars leading normal lives business insider
    http://governmentfunnypictures.teennakedlesbian.topxxx69.com/?jolie-jocelyn

    bre porn star stud naked porn wild harcore free porn poled porn pics sexy girls in lesbiwn porn

    1-10 11-20 21-30 ... 791-800 801-802
    Имя *:
    Email *:
    Код *: